Обычная защитная пленка состоит из 5 слоев. В цветную добавляют еще один. Он дает яркие сочные оттенки. Все слои вместе называются общей толщиной. Цифра, которую озвучивают пленщики или указывают производители, обычно не учитывает верхний и нижний слой, которые нужны для транспортировки и хранения. При общей толщине пленки 320 микрон на машину поклеят 180−190. Когда вам говорят о пленке толщиной 200 микрон, спрашивайте, какая толщина имеется в виду. Раздербаним пленку на слои и посмотрим, зачем они нужны.
PET RELEASE FILM
Первый слой: лайнер
Пленщики называют этот слой лайнером. Его толщина 85 микрон, но в общей толщине пленки нижний защитный лайнер не учитывают. Лайнер — это что-то вроде пленки на обороте наклеек. Он нужен во время транспортировки, чтобы защитить клей от высыхания и не дать пленке приклеиться куда попало. По нижнему защитному лайнеру можно рисовать маркером и наносить разметку, но чаще пленку размечают сверху. Перед тем, как снять лайнер с клеевого слоя пленки, мы сбрызгиваем его водой, чтобы убрать статику. С верхним защитным слоем делаем то же самое.
ADHESIVE LAYER
Второй слой: клеевой
Клеевой слой есть у всех пленок. В зависимости от толщины пленки он составляет 25−35 микрон. В наших пленках клеевой слой состоит из американского клея Ashland толщиной 26 микрон. По характеристикам это тот же клей, что на пленках SunTek и LLumar.
Какая толщина клеевого слоя на защитной пленке?
Есть производители, которые «недоливают» клея. Цена пленки складывается из всех слоев, но на клее проще всего сэкономить. Поэтому у кого-то цена переваливает за 80 тысяч, а кто-то продает за 30. Вместо слоя в 25 микрон наливают 15 микрон оригинального клея, и потом пленка не клеится и отваливается. Другие наливают «с душой», но дешевый ноу-нейм клей. Эффект тот же — ничего не держится, и работать невозможно.
Толщины 26 микрон на наших пленках хватает, чтобы она нормально приклеилась к поверхности и не отвалилась во время эксплуатации. Такая толщина прощает погрешности в работе. Если сильно натянуть пленку, может остаться подтяжка клея. Мы отрываем ее, брызгаем мылом, снова натягиваем и приклеиваем. Подтяжка исчезает. «Буфер» клея позволяет играть с материалом. Если слой клея тонкий, можно переклеивать пленку сколько угодно раз, клей будет деформироваться. Подтяжка останется на своем месте, и ее не исправишь.
Клеевой слой больше 35 микрон «мажут» на «толстые» пленки от 230 микрон. Чем больше клея, тем проще удержать пленку на месте. «Толстая» пленка хуже растягивается. Чтобы натянуть ее на «неудобную» форму, например, на бампер, и зафиксировать, нужно больше клея. В случае с «тонкими» пленками до 200 микрон лишний клей будет мешать в работе.
Разорванный топ коакт из-за сильного натяжения пленки
Как определить качество клеевого слоя на защитной пленке?
Клей должен быть липким, но не застывать в ту же секунду, как соприкоснулся с поверхностью. Бывают ситуации, когда только полили пленку мыльным раствором и раскатали, а клей уже залип, как будто машину оклеили год назад. Правильный клей активизируется по мере высыхания мыльного раствора, на который клеится пленка.
У пленщиков есть «фишка», как активизировать клей и финально зафиксировать пленку на подворот детали. Мы смываем мыльный раствор и поливаем изопропиловым спиртом. Раствор воды и спирта активизирует клей, и он более активно фиксируется на поверхности детали.
Качественный клей не «въедается» в поверхность деталей при демонтаже пленки. Мы снимаем пленку единым полотном с клеевым слоем. Не повреждая ЛКП детали авто. После дешевой пленки клей пятнами остается на ЛКП. Тут начинается геморрой и дополнительные расходы. Отмыть клей — 10 тысяч рублей, полирнуть царапины после чистки — еще 20 тысяч.
BMW X5 оклеенная защитной пленкой Justwrap™
TPU BASE FILM
Третий слой: термополиуретан
TPU base film или ТПУ — это и есть полиуретановая наливка или сама защитная пленка. Название расшифровывается как термопластичный полиуретан. Он отвечает за защиту и химостойкость и имеет максимальную толщину во всем «бутерброде» пленки — 150 микрон.
Пленщики между собой называют ТПУ мягкой прозрачной резиной, хотя на самом деле это прозрачный эластичный пластик. Этот слой останавливает камни, сколы, пескоструй, царапины и повреждения. Он не допускает все это до кузова и ЛКП. Выполняет защитную функцию, ради которой и нужна пленка.
Полиуретановый слой наливают первым. Это сердцевина и основа всей пленки. Потом на полиуретан наносят клей, топ коат, цвет и лайнеры. Бесячие косяки, которые иногда попадают пленку на заводе (мусоринки, полости, кратеры и т. д.), возникают именно в этом слое. Толщина всей пленки (стандартные 190 или 240 микрон) тоже зависит от ТПУ.
В мире есть всего 2−3 производителя ТПУ, и все они сопоставимы по характеристикам. В составе наших пленок ТПУ гранулы MITSUI из Японии.
NANO CERAMIC PIGMENTED SUPER DISPERSION TOP COAT
Четвертый слой: керамический пигмент для цветной пленки
Justwrap™ Soft 190 идеальная защитная пленка для оклейки китайских автомобилей
В цветные пленки добавляют слой нано-керамического пигмента толщиной около 30 микрон. Это тонкий полиуретан, который совсем немного добавляет толщину пленке и превращает обычную заводскую тачку в индивидуальность безумного цвета.
Общая толщина цветной пленки почти не отличается от прозрачной. Защитная цветная пленка — около 200 микрон, а прозрачная — 190. Защитные свойства пленки не меняются при добавлении пигмента. Зато цвет становится ярким, насыщенным и контрастным. Можно экспериментировать как угодно: сделать машину хамелеоном, переливающейся или супер-ядреной окраски. Обычная краска так не сможет.
Сложное название Restoration brightening coating в русском языке превратилось в топ коат. Слой толщиной всего в 10−15 микрон отвечает за регенерацию царапин, гидрофобность и химостойкость.
PET PROTECTIVE FILM
Шестой слой: транспортировочная плёнка
Pet protective film — это упаковочная верхняя пленка. Ее статически наносят на топ коат, чтобы защитить его и всю пленку от механических воздействий. Верхний лайнер не дает пленке слипнуться, когда ее скручивают на бобину. При замере общей толщины пленки этот слой не учитывают.
нажми на картинку, чтобы увеличить
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что такое пленка «в сумме»?
Прозрачная пленка состоит из 5 слоев: нижнего и верхнего лайнеров для транспортировки и хранения — их не считаем, клеевого слоя, защитного полиуретана и топ коата. Схема пленки строится по принципу «родного» окраса машины: грунт — краска — лак. В случае с пленкой вместо краски — основной защитный слой. В цветную пленку над ТПУ добавляют тонкий слой керамического цветного пигмента.
За защитные свойства отвечает полиуретановый слой. Удар камнем или атака песка из-под колес — это его компетенция. Топ коат — больше про эстетику и сохранение внешнего вида пленки. Он затягивает царапины, и по нему эффектно скатываются капли воды. Топ коат можно полировать и в какой-то мере приравнять к «родному «лаку на машине.