база знаний JUSTWRAP™

Особенности оклейки цветным полиуретаном

как его клеить, какие косяки вылезают и что с ними делать
база знаний JUSTWRAP™
Особенности оклейки цветным полиуретаном
как его клеить, какие косяки вылезают и что с ними делать
Цветной полиуретан появился на рынке недавно. Он постепенно «выживает» цветной винил и одновременно дает цвет и защиту. Многие мастера пока избегают цветной полиуретан, потому что не понимают, как с ним работать. Расскажем про сложности и особенности оклейки. Поделимся лайфхаками мастеров, которые уже научились клеить цветной полиуретан одной левой.

Николай Ильин
Justwrap
-1-

Сложно ли клеить цветной полиуретан?

почему цветным клеить сложнее, чем прозрачным. и в чем разница
Цветной полиуретан клеят так же, как прозрачный. Для оклейки используют мыльный раствор, а для фиксации краев — спиртовой. В местах, где нужно предотвратить попадание воды под напором на мойке, промазывают праймером. Обычно это бампер «кривой» формы, открытые края пленки, стыки и нахлесты. Праймер — необязательная опция, но российские мойки чистят «с душой» и пытаются оторвать намертво приклеенное. Лучше перестраховаться.

При оклейке цветным полиуретаном есть нюансы, о которых мастер не задумывается, когда работает с прозрачным:

Нужно быть более внимательным и осторожным. Если на прозрачном срезать уголок или отрезать пару лишних миллиметров, и деталь будет светиться, этого никто не заметит. На качество оклейки это тоже не повлияет. На цветном такая погрешность «засветит» ЛКП. Между стыками красной пленки будет проглядывать синий кузов.

С цветным полиуретаном мастер набивает руку на качество. Каждый раз приходится все досконально вымерять и перестраховываться. Лучше несколько раз отмерить и один раз отрезать, чем отклеивать «забракованный» кусок и начинать заново. Цветной полиуретан «прокачивает» профессионализм, и после него проще работать с прозрачным
Работа под лозунгом «и так сойдет» не «прокатит» с цветным полиуретаном. Например, нужно переклеить белую машину в черный цвет. Пленку необходимо поклеить так, чтобы между черными деталями не просвечивал белый, и пленка доходила до накладок и выштамповок. Слишком сильно подрезать и потом дотянуть пленку не получится. На прозрачном полиуретане почти не видны сильные натяги и перетяги. Даже матовый бесцветный полиуретан простит погрешности, а цветной — нет.

Мастера, привыкшие халтурить с прозрачной пленкой, поначалу в ужасе от цветной. После оклейки 10 машин прозрачной пленкой, кажется, что все просто. Мастер видит, где заканчивается деталь, сколько миллиметров оставить на подворот, где находятся отверстия. Немного промахнулся — все равно незаметно. С цветным полиуретаном вы как будто ослепли. Вроде бы клеите простую дверь, но приходится запоминать конфигурацию и ни на секунду не отвлекаться.

Сколько слоев пленки нужно клеить?

Цветной полиуретан — это тюнинг и защита. Достаточно одного слоя. Не нужно «лепить» бутерброд из двух слоев, как в случае с оклейкой цветным винилом + прозрачным полиуретаном. Об это подробно рассказываем тут: (ссылка на лонгрид про революцию в оклейке)

Есть ли усадка материала?

Полиуретан не дает усадку, заметную глазу. Он «встает на место». Вы натянули пленку, клей активизировался, и полиуретан «подтянулся» на пару микрон. Усадка может появиться, если мастер перетянул материал, и пленка пытается вернуться на место. При правильной оклейке усадки нет.

Появляются ли пузыри после оклейки?

Пузыри всегда появляются после оклейки, потому что пленку клеят на мыльный раствор. Пузыри — это влага, которая скапливается под пленкой. Под действием силы тяжести она стекает в одно место — в низ двери, в какой-то уголок. За 5−10 дней пузырь высыхает сам по себе, и пленка «садится» на металл.

Иногда появляются большие пузыри, которые не могут высохнуть самостоятельно. Когда автомобиль приезжает на контрольный осмотр после оклейки, мастер тонким инсулиновым шприцом делает прокол, чтобы подвыпустить воздух. Дырочка после «укола» настолько маленькая, что ее невозможно найти визуально, и в нее не попадет вода на мойке.
-2-

Основные «косяки» при оклейке цветным полиуретаном

просвечивающийся в зазорах родной цвет, перетяг материала, залипание пленки и кривые стыки
Зазоры, которые светятся другим цветом. Смотришь на автомобиль — вроде бы он зеленый, а в местах сложных стыков просвечивается родной синий. Чаще всего такое бывает около противотуманок, на зеркалах, спойлере, плавничке.

Перетяг материала. Если натянуть материал «до треска», может «поплыть» цвет. На капоте и дверях он насыщено-красный, а на бампере натянут до белесого. Это заметно невооруженным глазом.

Серьезные подтяжки и растяжки, залипание пленки. Если в мастерской слишком жарко, или мастер «пожалел» мыльного раствора при оклейке больших плоских деталей, клей может залипнуть на детали. Это происходит, например, когда мастер забрызгал раствором капот и пленку, положил ее на капот и отвлекся.
Допустим, капот сложной формы — плоская середина, потом ребро, и капот «идет» вниз. Если мастер дополнительно не забрызгает мылом ребра, они успеют высохнуть. Мастер тянет пленку вниз к фарам и бамперу, клей на высохшей части активизируется и начинает тянуться вместе с пленкой. Визуально он превращается в неровный «целлюлит».

Кривые стыки и разрезы. Не по форме детали, ступеньками. «Криворукость» мастера сильнее заметна на цветном полиуретане. В стыки и разрезы попадает грязь и выделяет кривые места.
-3-

Как избежать «косяков»?

Не перетягивать пленку

Чтобы не было перетяга и искажения цвета, нужно натягивать материал в меру. Если вы работаете со сложной формой (бампером, плавничком, зеркалом), начинаете тянуть пленку и понимаете, что натянуть на всю поверхность невозможно, остановитесь. Не нужно растягивать ее, как резину, и мазать праймером — лишь бы прилипло. Оставьте пленку в покое и сделайте стык.

Стык — это не страшно. Это технический момент. Пленка — не жидкость, чтобы покрыть поверхность любой формы. Против физики не попрешь. Если не получается растянуть пленку в пределах разумного, и она начинает уходить в белесый цвет, делайте стык.

Это не значит, что можно собрать плоскую дверь из остатков пленки и состыковать их между собой. Все должно быть в меру. На бамперах и зеркалах всегда есть стыки — по-другому их не поклеишь.

Внимательно отмерять пленку, следить за границами детали и фотографировать их перед оклейкой

Плоские поверхности (капот, двери, крышу) клеят так же, как прозрачным полиуретаном. Важно следить за подворотами пленки. Мастер может клеить и думать, что деталь уже закончилась. Потом подрезать пленку и обнаружить, что деталь еще продолжается. Тогда родной цвет авто оголится, и придется все начинать заново.

Работа с цветным полиуретаном на первом этапе строится, как с цветным винилом. При работе с винилом мастера клеят на ощупь, чтобы найти зазоры, стыки на бампере и другие сложные элементы. Нужно заранее осмотреть деталь и изучить все ложбинки, стыки и отверстия. Можно сфотографировать деталь до оклейки и поглядывать на снимок в процессе работы, если сомневаетесь в «ловкости рук». Получается работа на ощупь с ориентацией на фотографию и собственную память.

Исправлять свои ошибки

Можно оставить клей, залипший в форме апельсиновой корки, и ничего не исправлять. А можно оторвать залипшую часть, забрызгать капот мылом и заново приклеить пленку. На пленке Justwrap™ с хорошим клеем не останется следов. При работе с некачественным полиуретаном залипший клей может оказаться фатальной ошибкой, и «целлюлит» останется.

Следить, чтобы разрезы были ровными и по форме детали

Например, вам нужно оклеить пленкой деталь вокруг противотуманки. Противотуманка — круглая, а вы отрезали пленку по прямой и приклеили. Будет некрасиво, и обязательно где-то пролезет родной цвет автомобиля. Отрежьте по контуру противотуманки с закруглением. Будет аккуратно, без лишних стыков и разрезов не по форме.
-4-

Советы мастеру, который начинает работать с цветным полиуретаном

не режьте сразу. не тяните, когда не тянется
10 раз отмерьте, 1 раз отрежьте. Если сомневаетесь, отрезайте пленку с запасом. Лучше подрезать лишнее при оклейке, чем вам не хватит пленки, и придется начинать работу с новым куском материала. Можно попытаться подтянуть пленку, если ее не хватило, но останутся подтяжки. Это заметно и неэстетично.

Не тяните пленку со всей дури. При перетяге она поменяет цвет — уйдет в матовость и белесость. Смотришь на серую машину, а на изгибах бампера серый превратился в мутно-белый. Не допускайте такого и делайте на сложной форме вставки.
-5-

Насколько сложно мастеру перестроиться с прозрачного полиуретана на цветной?

и можно ли вообще это сделать
Оклейка цветным полиуретаном — это не сложно. Дело лишь в умении мастера. «Мастер» может клеить автомобили прозрачной пленкой несколько лет, но халатно, с кривыми резами, зазорами и подтяжками. Тогда с цветным полиуретаном ничего не получится — пленка не будет клеиться и тянутся.

Ответственный мастер, который учится, тестирует материалы, изучает автомобиль перед началом работы и делает все аккуратно, почти не заметит разницы. Он сначала проверит, как залипает пленка, как тянется, меняет ли она цвет. Подберет подходящую концентрацию спиртового раствора и подготовит мыльный. Такой профессионал справится с любыми пленками. Навыки и скорость и придут в процессе работы. Главное — аккуратность и желание учиться.

Работа с цветным полиуретаном — проще, чем кажется при первой попытке. Будьте аккуратными, не относитесь к работе халатно. Вымеряйте перед тем, как отрезать, не тяните пленку «за уши» и не оставляйте ее полежать «без присмотра». Несколько попыток, и вы начнете клеить цветным, как прозрачным.

Николай Ильин
Justwrap
Связаться с нами
спросите всё, что хотите знать про полиуретановые пленки Justwrap™
Связаться с нами
спросите всё, что хотите знать про полиуретановые пленки Justwrap™
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ В БАЗЕ ЗНАНИЙ JUSTWRAP™

Узнать больше полезного:

Made on
Tilda